Подросток совершил кражу – сложнейшая ситуаций для родителя… Накрывают шок, растерянность, гнев, стыд, ощущение собственного провала. Но распускаться и посыпать голову пеплом – не время! Ваша реакция сейчас – это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее разрешение проблемы.
Факт кражи – это громкий сигнал, крик о помощи, который ваш ребенок не умеет озвучить по-другому. Сделайте глубокий вдох. Ваша задача – не просто наказать, а понять, исправить и научить.
Шаг 1. Остановитесь. Возьмите небольшую паузу. Не устраивайте «публичную казнь». Сейчас свидетели ни к чему – даже братья и сёстры. Скажите: «Мне нужно время, чтобы собраться с мыслями. Поговорим через час». Пауза нужна и вам, чтобы утихли эмоции, и ему, чтобы пришло осознание.
Шаг 2. Разговор. Не допрос, а диалог. Цель – не добиться слов «Да, я это сделал», а понять, ПОЧЕМУ. Задавайте открытые вопросы, избегая обвинительного тона.
-
«Расскажи, как это произошло?» (вместо «Как ты мог?»).
-
«Что тебе было нужно?» (не только вещь, а признание, статус, острые ощущения?).
-
«Что ты чувствовал до, во время и после?».
-
«Случалось ли такое раньше?».
Возможные причины – их важно услышать:
-
Давление среды: «чтобы быть своим» в компании.
-
Желание обладать чем-то, что кажется недостижимым (символ статуса).
-
Привлечение внимания – даже негативного.
-
Протест против правил, авторитета, чувства несправедливости.
-
Попытка справиться с тревогой или внутренней пустотой (адреналин как «лекарство»).
-
Непонимание ценности денег и последствий (больше подходит для младших подростков).
-
Импульсивность, неумение управлять порывами.
Шаг 3. Непременное последствие – исправление содеянного. Наказание – лишение гаджетов, прогулок – вызовут только обиду и злость. Гораздо важнее – нести ответственность.
-
Возврат или оплата. Подросток сам или в вашем присутствии, если это нужно, должен вернуть украденное или оплатить стоимость личными деньгами. Если денег не хватает, то отработкой – стоит помочь ему найти подработку.
-
Извинения. Нужно принести личные извинения пострадавшей стороне (человеку, владельцу магазина). Подготовьте подростка к этому – это, безусловно, тяжело, но необходимо для восстановления самоуважения.
Этот этап – не унижение, а урок достоинства: ошибки нужно исправлять.
Шаг 4. Анализ произошедшего. После «разбора полётов» задайте эти вопросы и себе, и подростку:
-
Чего не хватает в наших с ним отношениях?
-
Достаточно ли он знает о семейном бюджете и осознает ли ценность вещей?
-
Не чувствует ли он себя изгоем в среде сверстников?
-
Как мы можем повысить его самооценку здоровыми способами?
Возможно, стоит пересмотреть количество карманных денег, обсудить способы легального заработка, найти подростку занятие, где он будет чувствовать себя значимым и успешным.
Важно!!!
-
Не вешайте ярлыков: «ты – вор». Осуждайте поступок, а не ребенка.
-
Солидарность с миром: «Такое поведение неприемлемо в нашем обществе, и наша семья придерживается этих правил».
-
Безусловная любовь. Дайте понять: «Я тебя люблю, но твой поступок не принимаю. Мы справимся с этим вместе».
-
Конфиденциальность. Не нужно выносить эту историю на обсуждение с роднёй или друзьями – это сохранит доверие и лицо вашего ребенка.
Этот крайне неприятный случай может стать точкой, где подросток, благодаря вашей мудрости и поддержке, осознает границы, научится ответственности и поймёт, что даже после ошибки его любят и готовы помочь исправиться.
Вы – его главный оплот. Даже когда он ошибается. И особенно тогда.
Нужен совет – обращайтесь за помощью на Детский телефон доверия 8-800-2000-122!
Материал подготовлен редакцией сайта Детского телефона доверия |