Главная » Статьи » Мои статьи |
Нам хочется думать о своей семье как о надёжном убежище, в котором всегда можно укрыться от стрессов и перегрузок. Что бы ни угрожало нам вне дома, мы надеемся найти защиту и поддержку в любви тех, с кем поддерживаем самые близкие отношения. Однако для многих людей желание обретения семейного покоя оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надёжности и безопасности. В настоящий момент проблема насилия в нашей стране стоит очень остро. Работая в отделении социальной реабилитации несовершеннолетних, я, как психолог неоднократно сталкиваюсь с родительской жестокостью и агрессией. Откуда же берётся насилие? Основными мотивами насилия над ребёнком со стороны родителей и членов семьи являются: бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому подвергались когда-то сами; потребность дать выход отрицательным чувствам (тревоге, гневу); перенос собственного детского опыта на своего ребёнка. Дети учатся жестокости у окружающих взрослых. Кроме того, дорогие родители, применение ремня значительно подрывает авторитет ваших слов. Представьте теперь, что из любящего родителя, вы превращаетесь в заправского палача, который только и может, что размахивать своим грозным орудием, и ничто другое для ребенка больше не аргумент! Вы всегда должны помнить, что гнев, вылитый на ребенка, ничему его не научит, а только унижает, оскорбляет и раздражает. Физическое наказание, как правило, не приносит положительного результата, все больше усугубляя ваши отношения с ребенком, делая их неискренними. По опыту моей работы могу сказать о тяжелых последствиях, полученных ребенком в результате таких «воспитательных» мер: у детей развиваются психические отклонения, стремительно падает самооценка на фоне высокой тревожности и серьезно увеличивается риск получения ребенком невротических реакций. Дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются агрессия, обиды, страхи и т.д. Нередко, беседуя с родителями, слышу от них: «Меня в детстве лупили. За дело. И ничего, хорошим человеком вырос!». Эта жёсткая норма транслируется из поколения в поколение. Если к ребёнку применялись насильственные методы воспитания, то в дальнейшем он тоже будет проявлять признаки агрессивности, не важно – выраженной или скрытой. Что же делать? – спросите вы. Как же поступать в тех случаях, когда непослушный ребенок абсолютно вышел из-под родительского контроля, а использовать ремень вы зареклись? Во-первых, выявить причину плохого поведения ребёнка. Зачастую, неприемлемое поведение свидетельствует о том, что ребенок либо не понимает, что от него хотят, либо пребывает в стрессовой ситуации, либо пытается привлечь к себе внимание. Во-вторых, конфликтную ситуацию нужно переждать, чтобы улеглись эмоции. Например, переключить внимание ребенка на что-то другое, а уже затем, когда ребенок успокоится, спокойно обсудить с ним ситуацию. Расспросите его, почему он так себя повел, при каких обстоятельствах он бы так поступил снова, что бы помешало ему так поступить, осознает ли он свою тяжесть своего поступка. В свою очередь, вы должны спокойно объяснить ребенку, почему так поступать нельзя. Пусть даже об этом говорилось не один раз. Далее должно последовать само наказание или его обсуждение. При этом вы должны быть максимально последовательны в действиях – если проступок совершен впервые, возможно, стоит обойтись строгим предупреждением – вы должны пояснить, что будет ребенку за то, что он повторит свой проступок, как это будет неприятно и вам и ему, и как будет плохо, когда малыш будет наказан. В том же случае, если проступок был совершен не впервые, должно последовать наказание. Какое же? Существует два пути – лишение чего-либо или исправительные работы. К лишениям можно отнести – неделю без телевизора или компьютера, отсутствие карманных денег, табу на прогулки с друзьями или никаких походов в кино или цирк. А к исправительным работам – любое, механически повторяющееся действие, достаточно растянутое во времени, чтобы ребенку это не только успело наскучить, но и поможет истратить его неуемную энергию, а также времени, которое он с удовольствием потратил бы на что-то другое (например, можно заставить его переписывать несколько страниц из словаря или перебирать крупу). Такое наказание, может заставить ребенка серьезно обдумать свой проступок, и убедится в том, что лучше бы ему такого больше не делать, если он не хочет стать заложником переписки или перебирания на еще более длительный срок и в дальнейшем выполнять все вышеперечисленные способы действий. А ещё позаботьтесь о профилактике: - ищите причину плохого поведения своего ребенка в себе и в окружении вашего ребенка; - не провоцируйте ребенка на проступки, заблаговременно обсуждая с ним предполагаемые стрессовые ситуации; - проясняйте причинно-следственные связи поступков; - больше говорите со своим сыном или дочерью; - обязательно знакомьтесь с его друзьями и обсуждайте поведение его друзей. И, самое важное, всегда выполняйте обещанное (и наказание, и поощрение)! Тогда ваш ребенок будет уважать и доверять вам, а семья станет для него тем местом, где он всегда может отдохнуть и набраться сил перед трудным путешествием под названием «жизнь»!
Автор: психолог Отделения социальной реабилитации несовершеннолетних Дмитриева Наталья Михайловна | |
Просмотров: 472 | |
Всего комментариев: 0 | |