Мы привыкли каждый день видеть восход и закат солнца, белые облака на голубом небе, зеленеющие деревья, пестреющие цветами луга, и не понимаем каким даром обладаем. Но среди нас есть люди лишенные всей этой красоты. И наша обязанность не забывать об их проблемах и потребностях, поэтому существует такой замечательный добрый праздник как Международный день слепых. Его каждый год отмечают тринадцатого ноября, чтобы напомнить всем — незрячие, живущие среди нас нуждаются в поддержке и нашем внимании. Этот день приурочен к дате рождения гениального французского педагога и человека с большой буквы Валентина Гаюри, приложившего все силы, знания и возможности для обучения грамоте незрячих детей-сирот.
Нельзя забывать о тех проблемах, с которыми сталкиваются инвалиды по зрению каждый день. Это ориентирование на местности, покупка продуктов, выбор одежды, проблемы удовлетворения духовных и интеллектуальных потребностей. Наша общая обязанность - каждый день всесторонне поддерживать людей с ограниченными возможностями, окружать их вниманием и заботой!
Для того, чтобы помочь незрячему человеку в помещении и на улице, необходимо соблюдать несколько простых правил:
• Сами предлагайте помощь незрячим. Для этого дотроньтесь до руки человека и задайте вопрос: «Простите, Вам помочь?», «Что именно вы хотите?» и т.п. Пусть вас не обманывает то, что слепой или слабовидящий человек может носить очки: это немного облегчает им ориентацию, но и в очках они плохо видят и нуждаются в помощи зрячих.
• Не навязывайте помощь инвалиду, если он от нее отказывается. Незрячий, как и любой человек, имеет личное пространство, которое оберегает и очень чутко относится к любому вторжению.
• Не говорите с незрячим покровительственным тоном: зрячие ничем не выше незрячих. Общайтесь с ним так же уважительно, как с любым другим человеком.
• В ходе диалога обращайтесь прямо к незрячему и говорите нормальным голосом. Не кричите, ведь незрячий – не глухой. Не пытайтесь избегать слов «смотреть» и «видеть» – для незрячего человека они означают «видеть руками», осязать.
• Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. При общении с группой слепых и слабовидящих не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь. Можно дать понять незрячему, что вы разговариваете именно с ним, легонько прикоснувшись к нему.
• Если хотите пожать руку инвалиду по зрению, то скажите ему об этом.
• Не проявляйте открыто сострадания и жалости к незрячим. Жизнь многих незрячих полна впечатлений, насыщена радостями и заботами. Им нужна помощь, но не жалость.
• В присутствии инвалида по зрению не следует долго восхищаться красотой недоступного для восприятия инвалида объекта (картиной, предметом под стеклом, природным явлением и т.п.). Лучше конкретизировать, что именно вызывает восхищение.
• Если вам нужно получить информацию о ребенке-инвалиде старшего дошкольного возраста (фамилия и имя, дата и место рождения, адрес и т.д.), следует обращаться лично к нему, а не к его сопровождающему. Для детей младшего возраста эти вопросы следует максимально упрощать: «Как тебя зовут? С кем ты пришел?» и т.д. Игнорировать присутствие ребенка при получении информации о нем категорически нельзя.
• Не заменяйте чтение какого-либо документа его пересказом, особенно, если инвалиду по зрению нужно его подписать. Обязательно информируйте подростка или взрослого незрячего о правовых последствиях его действий, связанных с подписанием любых бумаг. Помните, что инвалидность не освобождает человека от ответственности, обусловленной документом.
• Если вы обедаете с незрячим, то рассказывайте ему о том, какую приносят пищу и как располагают ее на столе и на тарелке. Старайтесь быть точным в своих описаниях: «Стакан с компотом находится справа от тарелки, за тарелкой стоит корзинка с хлебом» и т.д. Если на тарелке находится несколько блюд (например, салат, картофель, помидор), то в описании блюд для незрячего ассоциируйте тарелку с циферблатом (например, помидоры находятся на три часа). Это поможет незрячему найти самому нужное блюдо. За столом надо обеспечить безопасное место, чтобы инвалид по зрению при тесноте не опрокинул чайник с кипятком, посуду, блюдо с угощением и т.п. Также не следует ничего класть в тарелку незрячему человеку, не предупредив его о своем намерении, ведь он, как и любой другой человек, может быть избирательным в еде и не любить каких-то блюд.
Некоторые правила полезно знать тем, кто будет сопровождать незрячего человека в храме:
• Не хватайте незрячего и не тащите его за собой. Объясните коротко, куда и зачем надо идти.
• Предлагая себя в качестве проводника, попросите человека взять вас под руку и идите на полшага впереди. Никогда не хватайте трость незрячего.
• Сопровождая ребенка-инвалида, не стискивайте его руку.
• Когда вы передвигаетесь по храму с незрячим, держащим вас под локоть, в узких местах заводите руку, за которую держится инвалид, за спину – так, чтобы он мог, не теряя с вами контакта, двигаться вслед за вами.
• Ведя незрячего, постепенно описывайте обстановку вокруг, давайте информацию о направлениях настолько конкретно, настолько это возможно. Определяйте левую и правую стороны в соответствии с позицией незрячего. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, низких потолках, высоких порогах и других барьерах.
• При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Не делайте рывков, резких движений. Положив руку незрячего на перила лестницы, вы ориентируете его о начале /конце спуска или подъема.
• Не отходите от незрячего без предупреждения даже на небольшое расстояние, если он останется при этом один. В тоже время, без необходимости не опекайте его. Ребенку-инвалиду гиперопека мешает развиваться, а взрослого инвалида унижает и раздражает.
• Не усаживайте инвалида по зрению, подталкивая к сиденью. Предложите сесть, а затем положите его руку на спинку стула (подлокотник, скамью).
• Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите ему выбраться на нужный путь. |