Главная » Статьи » Мои статьи |
Основной функцией отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями является социальная адаптация и реабилитация детей-инвалидов. Важную роль в осуществлении данной функции выполняет иппотерапия. Иппотерапия – метод психотерапевтического лечения при помощи лошади, в медицине иппотерапию часто называют лечебной верховой ездой (ЛВЕ). В силу своих особенностей, дети-инвалиды не могут полноценно общаться со своими сверстниками. Лошадь для таких детей нередко становится самым близким другом. При групповых занятиях иппотерапией такие дети получают дополнительное общение друг с другом. О лечебных свойствах верховой езды было известно еще со времен Гиппократа, который называл ее «природными упражнениями», а англичане, во времена первой мировой использовали верховую езду для реабилитации солдат с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Совместно с конно-спортивным клубом «Кентавр», в 2005 году отделение начало реализацию методики иппотерапия – реабилитация и оздоровление человека с ограниченными возможностями посредством верховой езды и общения с лошадью. Инструктор и коновод 1 раз в неделю приходили на территорию отделения и проводили занятия. В настоящее время занятия проводятся 2 раза в месяц на территории конного клуба «Фортуна» и включают в себя:
В комплексе с другими реабилитационными технологиями, занятия иппотерапией благоприятно сказываются на психо-эмоциональном и физическом развитии детей. Лечебная верховая езда помогает развить такие личностные качества как чуткость, внимательность, быстрота реакции, навыки работы в паре, преодоление различных форм страхов, обретение уверенности в своих силах. Также при верховой езде ребенку приходится включать в действие практически все группы мышц. Человек, сидящий верхом на движущейся лошади, должен постоянно контролировать равновесие, что заставляет синхронизировать работу мышц спины, туловища и всех остальных мышц, то расслабляя, то напрягая их, что очень важно для людей, у которых возможности самостоятельного передвижения в пространстве сильно ограничены. Когда такой человек садится на лошадь, то его телу приходится механически включать мышцы, которые работают при ходьбе. Положительное влияние иппотерапия оказывает на детей с детским церебральным параличом: у них отмечается положительная динамика физического развития. У детей улучшаются навыки ползания, хождения с опорой. Так, мальчик на начало первого курса реабилитации ползал с затруднением, сейчас проходит восьмой курс, за это время у ребенка значительно улучшились навыки ползания, может ходить, опираясь на ходунки, но с затруднением. Улучшилась мелкая моторика рук. У девочки с ДЦП и гидроцефалией на начало реабилитации наблюдался сниженный эмоциональный фон, высокий уровень тревожности, плаксивости, пассивность в поведении. К окончанию второго курса реабилитации отмечается спокойный эмоциональный фон, положительная мотивация к обучению, повышение речевой активности, активность в группе, улучшение взаимодействия с детьми. У другого ребенка с ДЦП на начало курса реабилитации отмечался высокий уровень тревожности, плаксивости. К окончанию наблюдаются положительная динамика психо-эмоционального развития. Занятия иппотерапией включают в себя не только непосредственную езду на лошади, но общение и уход за ней, это помогает человеку избавиться от излишней тревожности и напряжения, снять стресс и минимизировать его последствия. Это очень важно для детей, страдающих аутизмом. Например, ребенок-аутист, полностью слепой вследствие ретинопатии недоношенных, начал посещать отделение с 2006 года. В начале первого курса реабилитации часто проявлялись вспышки агрессии и раздражения по отношению к другим детям и сотрудникам, аутоагрессии (бил себя по голове), истерики. постоянно старался уединиться, закрывая уши руками. На контакт не шел ни с детьми, ни со взрослыми. Сейчас проходит 11 курс реабилитации. Отмечается значительная положительная динамика со стороны психо-эмоционального развития: вспышки агрессии случаются редко, аутоагрессия исчезла совсем, изредка закрывает уши руками, спокоен, охотно идет на контакт и с сотрудниками, и с детьми. Во время иппотерапии активно взаимодействует с лошадьми. Девочка, страдающая хромосомной болезнью, на начало первого курса реабилитации, не шла на контакт ни со взрослыми, ни с детьми. По отношению к младшим проявляла агрессивность. Сейчас проходит девятый курс реабилитации, за это время снизился уровень агрессии, идет на тактильный контакт со взрослыми. В целом у всех детей в большей или меньшей степени улучшается психо-эмоциональное и физическое развитие. Уровень самостоятельности в овладении ребенком верховой ездой зависит от характера и степени выраженности нарушения развития. Но успех в достижении цели, поставленной инструктором или самим всадником, всегда приносит радость. Тогда у всадника будет крепнуть вера в себя. Нужно только следить, чтобы поставленные цели были реально достижимы. Таким образом, иппотерапия может приносить удовлетворение детям с нарушениями развития любой степени тяжести, она улучшает их психо-эмоциональное состояние, стимулирует мышцы и кровообращение. Все это, в комплексе, способствует улучшению самочувствия детей со сложными нарушениями здоровья. О.А.Асадчая, специалист по социальной работе отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями | |
Просмотров: 1143 | |
Всего комментариев: 0 | |