Главная » Статьи » Мои статьи |
Коррекция и реабилитация детей через творческие формы деятельности
Сидорова И.В., воспитатель отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации Большинство детей, поступающих в наше отделение, относятся к группе детей с ограниченными возможностями, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения. Группа дошкольников с ограниченными возможностями здоровья не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна: дети с легкой задержкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной); педагогически запущенные дети; дети – носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряженность, тревожность, фрустрация, нарушения сна, аппетита); дети с психопадоподобными формами поведения; дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания). Такие дети имеют определенные проблемы: снижена активность мышления, развитию наблюдательности мешает повышенная отвлекаемость. Наблюдается ограниченность объема запоминаемого материала, быстрая потеря информации. Основными чертами являются нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения к коллективу, суетливость, частая смена настроений, неуверенность в себе, тревожность. После проведения первичной диагностики творческого мышления по Е.П. Торренсу вновь поступившего воспитанника, выявления его личностных особенностей, эмоционального состояния, особенностей адаптации на медико-психолого-социально-педагогическом консилиуме разрабатываются индивидуальные пути реабилитационной и коррекционной работы с ним. Основной целью коррекционно-педагогической работы для меня является обеспечение оптимального вхождения детей в общественную жизнь, а задачами: формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относится к ним; формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным и общечеловеческим ценностям. Для решения этих задач необходим нестандартный, нетрадиционный подход. Поэтому основным направлением моей работы стала тестопластика - как метод коррекционной и реабилитационной работы с детьми и развития их творчества. Свои знания строю по принципу – обучение в процессе деятельности, от простого к сложному. Систему работы выстраиваю в такой последовательности: Предварительная работа, позволяющая накопить знания по теме (познавательное занятие, наблюдения, коррекционные игры, чтение художественной литературы). Занятие по изодеятельности (лепка, конструирование или аппликация) на развитие мелкой моторики, памяти, речи и т.д. Рисование, где усваиваются формообразующие движения, строение сюжета. Кружковая работа, которая преобразовывает имеющиеся представления и воплощает желаемые образцы, использую различные изобразительные средства, создаю условия для творческого взаимодействия детей (придумать историю, обыграть свою поделку). Кружок «Волшебный мир тестопластики», который я веду на протяжении многих лет, не только дает детям возможность постичь сложные азы изоискусства, но и позволяет им почувствовать себя комфортно, ощутить защищенными и свободными в своих суждениях. В кружке взаимодействуют, развиваются и обучаются дети разного уровня развития, т.е. одаренные и с ограниченными возможностями, дошкольники и подростки. Создание благоприятной психологической атмосферы в кружке позволяет установить доверительные отношения с воспитанниками, а подбор специальных коррекционных упражнений и технологий А.Д. Андреевой, Н.В. Самошкиной способствует нормальному психологическому развитию. Нет ни одного ребенка, который бы не любил лепить. Даже мало усидчивые дети могут увлеченно лепить из теста на протяженности длительного времени: 40-50 минут, и как правило, сам процесс лепки у них плавно переходит в игру. Поначалу лепили однообразные фигурки, знакомясь со свойствами теста, используя различные формочки и трафареты. Интерес и увлечение детей подтолкнули к созданию сюжетных композиций и картин на самые различные темы. Совершенствуя свои умения и навыки, обучала детей. Лепили объемные фигурки персонажей, как из целого куска теста, так и из частей, широко используя бросовый материал: бисер, бусинки применяем для изображения глаз, носов, пуговиц, украшений; для когтей на лапах животных используем виноградные и яблочные косточки; леску – для усов и ресниц, кусочки меха для хвостов, имитации одежды и т.д. Воображению и фантазии детей нет предела. Хочется отметить такую особенность занятий: все игры, упражнения и техники подчинены единой теме, осваиваемой на данном этапе. Например, если мы лепим кошек, котов и котят, то играем в «Кошки-мышки», слушаем аудитренинг «Котенок», участвуем в «Кошачьей викторине», представляем себя котом и говорим от имени кота, т.е. выдерживается общая тематика. В процессе лепки дети делятся своими впечатлениями, придумывают истории по теме и возникает предложение слепить еще и мышек, которые «очень смелые и совсем не боятся кошек». Может поэтому, некоторые мышки получились размером с кошку. Так возникла сюжетная композиция «Кошки-мышки». Как правило, большое количество картин и композиций создаваемые в кружке – это коллективные работы детей. В этом случае уместно использование совместно-индивидуальной формы работы, где дети в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции. Так, знакомясь с русской народной культурой, совместно с детьми придумали сюжет к серии картин по русским народным пословицам. Огромное количество тем по лепке вместила в себя картина «Русское раздолье». В ее создании принимали участие дети разных возрастных групп от 4 до 15 лет. Старались распределить работу так, чтобы каждому ребенку было интересно, каждый мог справиться и проявить себя лучшим образом. Поэтому, исходя из изобразительных способностей детей, младшие лепили уточек, бабочек, кустики, средние – деревья, цветы, животных, старшие – людей. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и воспитателем, а по завершении работы ребята радуются результатам совместной деятельности. В работе по тестопластике с младшими детьми стараюсь использовать цветное тесто, т.к. у них еще слабые изобразительные умения, а вот у старших детей цветное тесто не столь популярно, т.к. они предпочитают раскрашивать свои поделки и делают это с огромным удовольствием. Провожу огромную работу по ознакомлению детей с цветом: с основными цветами и их оттенками, учимся создавать новые оттенки путем смешивания красок, использую дидактические игры. Жизнь ребенка, временно проживающего в нашем отделении, в своей семье зачастую не так радужна, как должна быть на самом деле. Ощущение счастья, гармонии и абсолютной защищенности, может быть утеряно ребенком, проживающим со взрослыми, которые не несут своей родительской ответственности. Стараюсь устанавливать доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Учим рассматривать и восхищаться детскими работами, беседовать с детьми по содержанию работ. Даю родителям посильные поручения, совместную с ребенком «домашнюю работу» в детско-родительских проектах. Использование такой творческой формы деятельности и реабилитации детей как тестопластика дает детям бесценный позитивный социальный опыт. Участие в созидательной, преобразующей деятельности помогает наладить тесные контакты с другими детьми и взрослыми, формирует навыки общения, отношения товарищеской взаимопомощи и ответственности. Вовлечение в творческий процесс помогает преодолеть инфантилизм, порожденный всем опытом предшествующей жизни. | |
Просмотров: 2501 | |
Всего комментариев: 0 | |