Главная » Статьи » Мои статьи |
Козодаева Галина Анатольевна социальный педагог отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации «Апатитского КЦСОН».
«Семья и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации».
Из всех проблем последних десятилетий наибольшей остротой отличаются проблемы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В чем заключаются трудности ребенка? В отделение для несовершеннолетних. нуждающихся в социальной реабилитации «Апатитского КЦСОН» поступают дети с проблемами в личностном развитии, с отклонениями в поведении, в здоровье, со стойкой школьной дезадаптацией и т.д. Целевая установка деятельности учреждения сводится к следующим основным позициям: · социальная защита детей и подростков · передача им опыта социального поведения · определение для них перспектив оптимального жизненного пути · восстановление социального статуса и т.д. Иначе говоря, речь идет о главной социальной установке – социальной реабилитации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Изучая статус семьи, условия жизни ребенка, как правило, все трудности детей вытекают из неблагоприятной социальной ситуации в семье. Работая с неблагополучными семьями, мы сталкиваемся с проблемами, которые затрудняют процесс реабилитации и выхода семьи из трудной жизненной ситуации. Неблагополучная семья часто ведет замкнутый образ жизни. Члены семьи имеют ограниченный круг общения, свой стиль, уклад жизни они воспринимают как единственно возможный. И, как правило, такая ситуация для них более удобна, чем какие-либо перемены, предложенные специалистами нашего отделения. Это и определяет трудности в работе с семьей, особенно на первых этапах, в адаптационный период: родители, родственники не приходят на встречу, не соблюдают договоренности о раннее запланированных встречах на дому или в учреждении часто меняют место жительства, не открывают двери специалистам, конфликтуют, ссорятся в нашем присутствии, обвиняют нас в том, что происходит в семье или в том, что мы вмешиваемся в их жизнь… В зависимости от ситуации, на начальном этапе работы с семьей, при первых наших встречах и посещениях, мы пытаемся показать родителям, что наша деятельность направлена, в первую очередь, на оказание помощи и поддержки, и мы не стремимся вторгаться в дела семьи в большей степени, чем это необходимо для защиты интересов ребенка. Работая с семьей, акцентируем внимание ни сколько на то, что не делают родители, а на то, что они делают, чтобы помочь себе справиться с ситуацией. Рассматриваем отношения, сохранившиеся у членов семьи с ближайшим окружением (родственниками, знакомыми). По возможности, восстанавливаем старые позитивные связи, находим референтное лицо, которое может помочь в реабилитации семьи. Часто сталкиваемся с проблемами, когда родители ребенка избегают контактов с нами, не осознают необходимость помощи и любым образом «вытесняют» проблему, считая, что у них все благополучно. И в этой ситуации могут помочь родственники, знакомые семьи. При их поддержки и понимании ищем способы индивидуальной работы с каждым членом семьи: ориентируем на достижение позитивных изменений в их жизни, в жизни ребенка, мотивируем членов семьи на сотрудничество и изменение ситуации в семье. Очень сложно идет процесс реабилитации внутрисемейных отношений. Проблемы, присутствующие в неблагополучной родительской семье, усиливаются и усугубляются в следующем поколении. И многие родители не стали заботливыми матерями и отцами для своих детей, потому что сами не получили в детстве тепла и заботы, внимания и любви со стороны своих родителей. Одна из важнейших задач социальной работы стабильного общества – заниматься профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии. Нам чаще приходится работать с семьей уже преимущественно на этапе ее кризиса, в момент острой конфликтной ситуации. Первоочередное внимание необходимо уделять семьям, условия в которых угрожают жизни и здоровью детей в самом раннем возрасте. Профилактическая работа с семьей должна проводиться задолго до того, как ребенок достигнет подросткового возраста и станет способным сбежать из дома, совершать правонарушения и т.д. А это – первичная профилактическая деятельность специалистов учреждений здравоохранения и образования – дошкольных учреждений по раннему выявлению неблагополучия в семье. Необходим командный подход, взаимная поддержка, согласованность в действиях и передаче информации, групповая отработка сложных и острых случаев, реальное взаимодействие и сотрудничество всех структур системы профилактики по оказанию своевременной помощи семье и ребенку.
| |
Просмотров: 1488 | |
Всего комментариев: 0 | |