Главная » Статьи » Мои статьи |
ЭКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ ПО ПРОГРАММЕ «МИР ВОКРУГ МЕНЯ» Стремление к взаимодействию с миром природы особенно проявляется у людей, по каким-либо причинам лишенных этой возможности. Контакты с животными, уход за растениями позволяют личности формировать новые способы взаимодействия с действительностью, снять стресс, существенно повысить самооценку. Так, в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями успешно применяется экотерапевтическая программа «Мир вокруг меня». Она объединяет в себе развивающие элементы (расширение кругозора – познание растительного и животного мира); реабилитационный элемент (в том числе, арттерапия, гарденотерапия, анималотерапия, трудотерапия); коммуникативный элемент (развитие речевой активности, социальной адаптации), что является основным моментом актуальности при применении данной программы и обеспечивает ее эффективность. Работа с детьми с ограниченными возможностями представляет собой комплекс мероприятий и включает такие направления работы, как социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-трудовое, социально-медицинское, социально-бытовое и другие. Данные направления работы являются составной частью индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, которая разрабатывается специалистами учреждения. Для успешной реализации данных направлений свою работу осуществляет команда специалистов, в том числе: психолог, специалист по социальной работе, медсестра, инструктор лечебной физкультуры. Целью программы является развитие социальных качеств, формирование и развитие уровня социального общения и взаимодействия, повышение наблюдательности, уверенности в своих силах, развитие творческой активности у несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: сформировать (усилить) мотивацию к получению знаний; повысить внимательность и усидчивость; развить интерес к экологии, биологии; развить связную речь; развить самостоятельность при выполнении практических заданий; скорректировать эмоциональное состояние детей-инвалидов. При реализации программы используются методики гарденотерапия и анималотерапия, применяются различные формы и методы проведения занятий, сочетаются образовательные, творческие и трудовые виды деятельности. Таким образом, усиление реабилитационного эффекта при реализации программы происходит за счет совместного использования элементов гарденотерапии и анималотерапии. Групповые занятия с детьми-инвалидами, находящимися в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями, проводятся два раза в неделю по каждому направлению (гарденотерапия и анималотерапия). При необходимости повторения, закрепления могут проводиться индивидуальные занятия. Занятия включают беседы, показ презентаций, практические задания, наблюдение, просмотр фильмов, экскурсии с применением современных информационно-коммуникационных технологий. План программы включает в себя 3 этапа: установочный, включает в себя вводное занятие по анималотерапии (знакомство с обитателями живого уголка), вводное занятие по гарденотерапии (знакомство с миром растений); коррекционный: каждую неделю проводится 1 занятие по направлению гарденотерапия и 1 занятие по анималотерапии. Каждое занятие имеет теоретическую часть и практическую. Третий диагностический этап направлен на подведение итогов, закрепление материала. Результат освоения программы зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также целей и задач, поставленных в индивидуальной программе реабилитации. На протяжении всего курса реабилитации ежемесячно проводится диагностика и заполняется карта динамического наблюдения (по всем направлениям реабилитации). Анализ и оценка результатов внедрения программы проводится на основании мониторинга и диагностики детей-инвалидов, проходящих курс реабилитации в отделении, при помощи различных методик. Оценка результатов каждого ребенка, прошедшего курс по программе, проводится путем сопоставления их с результатами предшествующей диагностики с целью выявления его личностного продвижения (заполняется карта динамического наблюдения). В ходе реализации программы реабилитацию прошли 40 детей-инвалидов. По результатам наблюдения различных психологических методик (рисуночные тесты, цветовой тест Люшера), карты наблюдения динамики развития и состояния ребенка у детей наблюдается положительная динамика в развитии (рис. 1). Рис. 1. Оценка результативности программы «Мир вокруг меня»
Таким образом, по результатам реабилитации у детей наблюдается улучшение эмоционального состояния, формирование коммуникативных навыков; повышение творческой активности, улучшения внимания, памяти, самооценки и уверенности в себе. Д. А. Торкунова, | |
Просмотров: 955 | |
Всего комментариев: 0 | |