16:00 Как лучше понимать своего ребенка: техники эмпатического слушания | ||||||||
Слушать и слышать, как известно, не одно и то же. Нередко в спорах или попытках доказать что-то самые родные люди с горечью говорят друг другу: «Ты меня просто не слышишь!», а другими словами — не понимаешь. Собственные эмоции, мысли и переживания мешают нам понять другого человека: вот и родителям, испытывающим массу эмоций по отношению к детям, порой сложно услышать их. Психологи Детского телефона доверия 8 800 2000 122 подготовили рекомендации, которые помогут родителям услышать и понять тайный язык своих детей. Умение вслушиваться, воспринимать и понимать сказанное — одно из главных проявлений эмпатического слушания. Оно предполагает не только восприятие речи собеседника, но и оценку его мимики, жестов, что позволяет точнее понять его психологическое состояние. Главное — слушать, не давая советов, не стремясь оценить говорящего, не морализируя, не критикуя, не поучая. Применение этой техники уместно в том случае, когда ребенок сам хочет поделиться переживаниями. Начните с пассивного слушания Нередко мы не дослушиваем детей до конца, не выдерживаем паузу, а сразу выдаем ответ, потому что хочется быстрее донести свое мнение и проговорить важные моменты. Для ребенка же, особенно подростка, намного ценнее и важнее не получить мудрый совет и экспертное родительское мнение, а просто выговориться, выплеснуть эмоциональное напряжение. Не спешите с ответной реакцией: можно не до конца понять ситуацию, из-за которой переживает ребенок, и своим напором отбить у него охоту делиться переживаниями. А перехваченная вами в разговоре инициатива будет интерпретироваться ребенком, как нежелание вникать в его детские переживания. При пассивном слушании используются односложные ответы типа «Да-да», «Я тебя слушаю», «Продолжай», сопровождающиеся дружелюбным взглядом или жестами. Пассивное слушание — это участие и поддержка ребенка в процессе его откровенности. Старайтесь правильно понять ребенка Пассивное слушание дает ребенку возможность высказаться и перейти к активному слушанию. Покажите сыну или дочери свой искренний интерес к тому, что его волнует. В этом помогут следующие техники:
Расскажите ребенку своими словами, как вы поняли его мысль. Начните со слов: «Ты мне сказал, что…», «Если я правильно тебя поняла, то…», «Ты имеешь в виду…» и т.п. Важно не путать пересказ с вашей интерпретацией ситуации — они часто не совпадают. Не стоит использовать фразы типа «Думаю, что ты мне хотел сказать вот это…», «Ты опять не то говоришь…» и т.п.
Задавайте ребенку уточняющие вопросы: «Что именно тебя задело?», «Ты сказал, что это происходит давно. Как давно?», «Что ты имеешь в виду, когда говоришь…?», «О чем ты подумала, когда узнала об этом?», «Что планируешь теперь делать?». Уточнения не должны напоминать допрос, которого так боятся и не любят подростки, ведь мы искренне хотим разобраться в чувствах нашего ребенка, в его отношении к той или иной ситуации. Выспрашивая с пристрастием, мы удовлетворяем свое любопытство, потребность в контроле над жизнью ребенка или пытаемся заглушить свою родительскую тревогу. Ребенок сразу закроется, если поймет, что вы «включили следователя», не пытаясь понять, что у него на душе.
Даже взрослому человеку иногда трудно выразить свои чувства, детям это сделать еще сложнее, так как их опыт переживаний невелик. Помогите ребенку разобраться с чувствами: «Мне кажется, ты сейчас злишься/обижен…», «Возможно, ты чувствуешь себя обманутым…», «Я бы на твоем месте сильно расстроился, а что почувствовал ты?», «В такой ситуации как не злиться!». Проговаривание эмоционального состояния позволяет чуть-чуть дистанцироваться от тревожащего чувства и за счет этого лучше управлять им. И главное— старайтесь почувствовать эмоции, которые прячутся за словами ребенка. Например, ваш ребенок говорит: «Ты никогда не замечаешь, когда я убираюсь в квартире!», скорее всего за этим стоит: «Мама, мне очень хочется, чтобы ты чаще меня хвалила. И вот в данный момент я тоже этого хочу!», или даже: «Мама, я боюсь, что ты меня не отпустишь на вечеринку, а я так этого хочу!». Этот понимание нужно не для того, чтобы показать свое превосходство над ребенком и освоить новый прием манипулирования им: «Вот как я тебя хорошо знаю! Я на раз-два раскусываю тебя!» Используйте это, чтобы помочь ребенку говорить открыто о своих потребностях, мотивах, чувствах и переживаниях. Проверить умение слышать чувства ребенка вы можете, пройдя известный тест Т. Гордона «Слышать чувства» в приложении к этой статье. Благодаря эмпатическому слушанию ребенок почувствует, что вам действительно важны его переживания и мнение — это существенно повысит доверие в отношениях. В будущем ваш ребенок будет готов делиться с вами самым сокровенным, не боясь, что его осудят или будут читать мораль. И возможно, когда-нибудь вы случайно услышите в его разговорах с друзьями: «Нет, у меня классные родители, они все понимают, мне повезло» Приложение: Тест «Слушать чувства» (по Т. Гордону) Инструкция: дети сообщают взрослым больше, чем просто слова или идеи. За словами лежат разные чувства и состояния. Ниже приводятся некоторые типичные детские сообщения. Прочтите каждое из них внимательно, стараясь услышать выраженные в них чувства и эмоциональные состояния ребенка. Напишите в колонке справа чувство или чувства, которые вы услышали, их может быть несколько. Сравните полученные результаты с ключом.
Оценка результатов: 4 балла — за ответ, максимально совпадающий с ключом; 2 балла — за ответ, частично совпадающий с ключом (точно указано только одно чувство); 0 баллов — неправильный ответ, противоположный ключу. Подсчитывается общий балл: 61–80 — высокий уровень узнавания чувств; 41–60 — выше среднего; 21≠40 — ниже среднего; 0–20 — низкий уровень узнавания.
| ||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |