Главная » Статьи » Мои статьи

«Подросток и свободное время»
Условия проведения детьми своего свободного времени за последние годы изменились во всех отношениях. Развитие средств массовой информации, компьютеризация, занятость взрослых и ряд других факторов внесли негативные моменты в отношения между родителями и детьми: наблюдается ослабление внутрисемейных контактов, потеря интереса в совместном проведении свободного времени.
Проблема занятости детей и подростков социально значима. Современная безнадзорность характеризуется не отсутствием материальной заботы о подростке, а безконтрольностью за его духовной жизнью, за его мыслями, чувствами а следовательно, и за поступками, за его занятостью. Наблюдается все большая ориентация общения и проведение свободного времени со сверстниками и объясняется это отсутствием внимания и заботы со стороны родителей нежели растущей привлекательностью дружеских групп и компаний. Семья несет моральную и правовую ответственность за нравственное развитие и воспитание детей, но зачастую она не обладает для этого необходимыми ресурсами.
Как показывает практика, в отделение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, «Апатитского КЦСОН»» поступают дети, педагогически запущенные, с неустойчивыми поверхностными интересами, увлечениями, больше, развлекательного характера. Индивидуальные беседы, диагностические и коррекционные мероприятия проводимые с детьми, к сожалению, подтверждают нежелание воспитанников заняться интересным делом, записаться в какой-либо кружок и т.д.
При проведении анкетирования среди воспитанников отделения на вопрос «Что такое свободное время» - ребята отвечали:
«не знаю – просто живу и отдыхаю», «это когда у тебя нет никаких дел и ты гуляешь», «это когда надо отдыхать или заняться чем-либо», «это когда ты можешь тратить время на себя, например, гулять с друзьями, или сидеть в интернете», «это время, когда можно расслабиться и почувствовать себя свободным, когда можно отвлечься на свои личные проблемы».
А на вопрос: «Что бы ты сделал, если бы тебе все было позволено?» - наиболее популярный ответ: « не ходил бы в школу», «целый день лазил бы в компьютере, спал, бродил с друзьями по городу», «гулял, играл» и т.д.
К сожалению, далеко не все используют свое свободное время плодотворно. У многих наших подростков интересы крайне однообразны и примитивны. Именно поэтому обучение детей правильной организации свободного времени, вовлечение воспитанников в продуктивные виды деятельности, организация досуговых мероприятий является одним из приоритетных направлений в работе специалистов нашего учреждения.
Спектр деятельности, в этом направлении, достаточно широк. Чем разнообразнее проводимые мероприятия, тем больше вероятности, что ребенок чем-то заинтересуется.
Наиболее интересными, эффективными и популярными среди ребят являются занятия в конно-спортивном Клубе «Фортуна», где они учатся ухаживать за животными, получают дополнительные познавательные знания о них, приобретают навыки верховой езды. Погружаясь в мир животных, при посещении живого уголка в ДДЮТ, ребята помогают специалистам в уборке клеток, кормлении, узнают много нового об окружающем мире; развивается любознательность, познавательная активность, в воспитательный процесс включаются трудолюбие, ответственность. Анималотерапия – один из нетрадиционных методов работы с детьми и подростками, эффективных и результативных в реабилитационно-коррекционных мероприятиях.
Арт-терапия: привлекает детей участием в театрализованной деятельности, с представлениями выступают в дошкольных учреждениях, изучают новые методы и технологии в дизайнерской деятельности, принимают участие в выставках творческих работ и не только городского, областного и регионального уровня, но и международного, становятся лауреатами.
В Клубе «Общения» (на базе филиала библиотеки №2) проводятся занятия на различную тематику, творческие встречи с интересными людьми города; дети приобретают опыт общения, умение вести диалог и т.д.
Одним из новых увлечений ребят стало посещение военно-патриотического Клуба «Полярные волки». Занятия в Клубе развивают физические навыки, воспитывают организованность, дисциплинированность, развивают волевые качества: смелость, самообладание, решительность.
С 2014 года начались встречи с настоятелями «Прихода церкви Новых Мучеников Исповедников Российских г. Апатиты», в рамках которых, ребята получают информацию о добре, справедливости, что способствует формированию у них духовно-нравственных ценностей.
Так же наши воспитанники являются постоянными участниками городских мероприятий: посещаем выставки в салоне «Салма», в библитеке-музее им. Гладиной, театрализованные и цирковые представления, концертные программы и различные фестивали и конкурсы, мы являемся постоянными посетителями музея Кольского научного центра. Проводятся экскурсии в «Снежную деревню», в ботанический сад, организуются выезды на базу отдыха «Яуренс», а в вечернее, свободное от уроков время и в выходные дни, дети занимаются с педагогами в отделении в Клубах по интересам: тестопластикой, экотерапией, народным декоративно-прикладным искусством и т.д.
Мы, взрослые, требуем от подрастающего человека ответственного отношения к труду, к учебе, а вот отдыхать почти не учим. Может быть не учим потому, что сами не умеем? По этой причине в отделении стали уже традиционны «Дни открытых дверей» мы приглашаем родителей и обучаем их навыкам организации совместного с детьми отдыха ; ребята готовят театрализованные представления, номера художественной самодеятельности, воспитатели проводят мастер-классы: какую поделку можно сделать с ребенком или как можно организовать домашний праздник – изобретательно, с душой, чтобы он стал памятным событием для ребенка и, кстати, будет хорошей школой общения; где еще человеку чувствовать себя легко и раскованно, иметь желание проявить выдумку, инициативу, как не среди самых близких людей?!
Приобщение несовершеннолетних к интересной полезной и продуктивной деятельности в свободное время решит проблему пустого времяпрепровождения и бродяжничества. Хотелось бы, чтобы родители чаще интересовались увлечениями своих детей и держали на контроле их занятость, ведь именно свободное время «лепит» творческую индивидуальность.
Галина Анатольевна Козодаева
социальный педагог ОННСР 
Категория: Мои статьи | Добавил: =KNYAZ= (04.03.2014)
Просмотров: 2360 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar