9 ноября в рамках XI Всероссийского форума «Вместе – ради детей! Ключевые программы партнерства» специалисты нашего учреждения приняли участие в работе профессиональных площадок:
• Лаборатория социальных практик «Лидеры реестра лучших практик помощи детям и семьям с детьми, внедряемых и тиражируемых Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.2020 год»;
• Профессиональная площадка «Эффективные практики социальной помощи детям и семьям с детьми, в том числе в дистанционном формате».
Хочется отметить представленный опыт работы региона по реабилитации детей в учреждениях социальной защиты в дистанционном режиме. Сегодняшние реалии жизни связанные с пандемией диктуют особые условия социальному сообществу, поставив задачу быстрой перестройки всего реабилитационного процесса ребенка.
На текущее время данное направление широко ведется в тандеме «специалист»- «семья, ребенок».
Дистанционная работа развивается в различных формах:
Онлайн занятия (первичные или поддерживающие для тех детей, которые уже занимались очно);
Готовые уроки в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы);
Трансляции мероприятий, родительских собраний (решает вопросы информирования родителей);
Онлайн встречи с семьями, которые могут продемонстрировать успешный опыт реабилитации детей со сложностями развития.
В настоящее время разрабатываются информационные ресурсы, которые будут размещены на сайтах каждого учреждения в открытом доступе «Открытые электронные курсы «Школа реабилитации «Мы сможем».
Но такой формат занятий подходит не всем детям. Для работы в «дистанте» у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание и навыки. Сложно проводить занятия с детьми с ТМНР, с нарушением эмоциональной-волевой сферы (особенно дети с РАС). В таких случаях без активной помощи родителей занятия невозможны. Родитель становится тьютором и прежде чем начать работу с ребенком, предстоит колоссальная работа с родителем. Кроме того, такого «тьютора» необходимо обучить элементарным приемам, чтобы удержать внимание ребенка и мотивировать его на занятие. Начало этой работы уже положено в нашем регионе.
На сегодняшний день нашим учреждением апробированы эффективные формы взаимодействия с ребенком и его семьей, применённые дистанционно в период карантинных мероприятий, такие как:
онлайн консультирование родителей - с применением различных информационных платформ;
создание чата в социальных сетях;
телефонное консультирование;
использование различных мессенджеров.
Важным в данном направлении работы является повышение уровня профессионализма и квалификации специалистов. В профессиональной среде получили высокую оценку такие направления в работе как:
Получение онлайн консультации у других специалистов, в том числе, очень актуальная супервизия для молодых специалистов.
Онлайн вебинары и мастер-классы. Например, «Школа осознанного родительства» – лекции экспертов по вопросам воспитания детей с особенностями развития, привитие социально – бытовых навыков.
Методически были выработаны решения для подготовки онлайн занятий с соблюдением следующих этапов:
1. Планирование занятия в соответствии с ИПРР (индивидуальной программой развития ребенка);
2. Четкое планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия;
3. Подбор и подготовка игр и заданий;
4. Информирование родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал), игрушках, распечатках заданий;
5. Обсуждение с родителем времени и условий проведения занятий (убрать из комнаты лишних людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т.п.);
6. Проведение занятия;
7. Домашнее задание;
8. Обратная связь (обязательный этап рефлексии с родителем).
Дистанционные занятия по реабилитации, имея несомненные плюсы, закрепляются в работе учреждений социального обслуживания. Очевидным является то, что это и эффективный способ работы с семьями в непрерывном режиме курса реабилитации и закрепления полученных навыков в процессе реабилитации.
«Применение технологий дистанционной работы с детьми, имеющими особенности в развитии, позволяет профессиональному сообществу специалистов социального обслуживания запустить процесс формирования нового, перспективного направления, услуги сделать более доступными для семей, в том числе из отдаленных населенных пунктов региона, повысить компетенции родительского сообщества» - отметил Сергей Мякишев, Министр труда и социального развития Мурманской области.
|